Университет управления «ТИСБИ»

Вопросы инклюзии обсудили на расширенном заседании Экспертного совета Комитета по образованию Госдумы РФ

15 февраля в рамках Международного Конгресса практиков инклюзивного образования, приуроченного к 20-летию  обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в Университете управления «ТИСБИ», состоялось выездное расширенное заседание Экспертного совета по коррекционному и инклюзивному образованию Комитета по образования Государственной Думы РФ с участием Государственного Совета Республики Татарстан и Комитета по актуальным вопросам Конгресса местных и региональных властей Совета Европы.

Модераторами заседания выступили: депутат Госдумы РФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин, академик РАО, и.о.директора ФГБНУ ИКП РАО Николай Малофеев, заместитель руководителя Центра дошкольного, общего и коррекционного образования Федерального института развития образования Борис Белявский.


На заседании ректор Университета управления «ТИСБИ» Нэлла Прусс презентовала первый номер Всероссийского журнала «Инклюзия в образовании», в содержание которого вошли публикации, демонстрирующие опыт инклюзивного образования в России и за рубежом. «В нашем Университете год назад прошел форум по продвижению идей и принципов инклюзии в образовании «Учиться и жить вместе:  открытое пространство инклюзии». По ее итогам была принята резолюция, в которой было обозначено предложение о создании специализированного научно-методического журнала. В редакционную коллегию журнала вошли знаменитые ученые, практики в инклюзивном образовании», - отметила ректор.

О профессиональном взаимодействии как о принципе эффективности инклюзии в образовании рассказала проректор по инклюзивному образованию МГППУ Светлана Алехина. «Сегодня мы находимся на этапе, когда инклюзия стала проблемой практиков. И мы пытаемся сделать эту практику профессиональной через изменение культуры в обществе». Далее спикер сделала акцент на профессиональной подготовке педагогов в школе: "Большинство учителей не имеют культурной формы коммуникации и кооперации своих профессиональных усилий в интересах ребенка", - парировала проректор. Далее в своем выступлении Светлана Алехина обратила внимание на школьные консилиумы: «У него серьезные функции – конкретизировать и легализовать те рекомендации, которые дает психолог. Педагог должен быть участником консилиума. Хорошо, если они будут, но главное – сохранить специалистов в школах».


В свою очередь, руководитель Центра специальных форм образования ОАО «Издательство «Просвещение» Сергей Сацевич описал проблемы разработки и внедрения специальной учебно-методической литературы в разные организационные формы образовательного процесса по вариантам адаптированных основных общеобразовательных программ: «Нам важно развивать, разрабатывать учебники для инклюзивной практики разных подходов, поскольку методик написано много».

С идеей внедрения адаптированных образовательных программ профессионального образования в России выступила начальник Регионального учебно-научного центра инклюзивного образования ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» Дарья Романенкова. В своем докладе спикер обратила внимание на нормативно-правовую базу инклюзивного профессионального образования в Российской Федерации и поделилась опытом реализации адаптированных образовательных программ. «Во-первых, необходима реализация адаптивных условий программ, повышение уровня доступности качества образования, а также развитие самой образовательной организации». Далее Дарья Романенкова представила перечень адаптационных дисциплин, направленных на социализацию, формирование здорового образа жизни и освоение информационных технологий.


В ходе работы заседания Экспертного совета профессор, заведующая кафедрой эстрадно-джазового пения Института современного искусства Марина Полтева провела мастер-класс с участниками Конгресса. Знаменитый педагог поделилась методикой правильного дыхания и продемонстрировала слушателям, как успокоить дыхание перед выходом на сцену. Марина Полтева подчеркнула, что образовательные программы в области искусства помогают освоить техники, которые могут пригодиться в инклюзивном обучении, к примеру, для координации слуха и голоса. Кроме того, искусство в инклюзии несет мощнейший воспитательный потенциал.


Во время Конгресса с 15 по 17 февраля также проходят мастер-классы и лектории ведущих ученых и практиков России и зарубежья, открытое заседание международной кафедры ЮНЕСКО, открытые площадки практиков инклюзивного образования ведущих вузов России и зарубежья.

Пресс-служба Университета управления «ТИСБИ»

Университет управления «ТИСБИ» Адрес: ул.Муштари, 13 (или ул.Маяковского, 22), Казань, Республика Татарстан. Телефон: (843) 236-92-97, (843) 299-51-07. .