Университет управления «ТИСБИ»

В Казани открылся Всероссийский форум «Учиться и жить вместе: открытое пространство инклюзии»

26 февраля в Казани открылся Всероссийский форум «Учиться и жить вместе: открытое пространство инклюзии». Мероприятие приурочено к празднованию 70-летия со дня основания ЮНЕСКО. Форум собрал свыше 300 ученых, педагогов, дефектологов, психологов, представителей общественных организаций, людей с ОВЗ: более 160-ти специалистов из Москвы, Воронежа, Ижевска, Краснодара, Кирова, Сызрани, Саратова, Самары, Дзержинска, Нижнего Тагила, Нижневартовска, Уфы, Ханты-Мансийска, Йошкар-Олы, а также более 130-ти участников из городов и районов Республики Татарстан.


Организаторами форума выступили: Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО, Министерство образования и науки РФ, Федеральный институт развития образования, Общественная палата РФ, Министерство образования и науки РТ, Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ, Университет управления «ТИСБИ», Казанский национальный исследовательский технический университет, Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ОВЗ (г. Казань). Спонсорами форума выступили: ОАО «Мелита», ОАО «Ак Барс» Банк, ОАО «АИКБ «Татфондбанк», ТД АВИА-Кос. Партнером  форума выступил Театр на Булаке.


В первый день форума работа велась в четырех секциях: «Опыт, проблемы, решения в образовании с лицами с нарушением зрения», «Опыт, проблемы, решения в образовании с лицами с нарушением слуха», «Опыт, проблемы, решения в работе с лицами с нарушением опорно-двигательного аппарата  и других заболеваний», «Социальная реклама как инструмент продвижения инклюзивного образования».


В рамках программы форума прошли круглые столы, мастер-классы, дискуссии, брифинги, где участники мероприятия обсудили не только проблемы в инклюзивном образовании, но и обменялись опытом работы, методикой подготовки специалистов в этой области, а также затронули вопросы трудоустройства и прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. Во второй день форума, 27 февраля, состоится пленарное заседание, где ожидаются выступления почетных гостей форума.


В ходе работы секции «Опыт, проблемы, решения в образовании с лицами с нарушением зрения» был озвучен один из важных аспектов – адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Один из участников форума доктор философии Кентского государственного университета (США) Вирджиния Симмонс провела мастер-класс по обучению английскому языку студентов с нарушениями зрения. Вместе с участниками секции Вирджиния Симмонс провела игру «Саймон говорит», которая учит, прежде всего, коммуникации, вниманию, слуховому восприятию, ориентированию детей в пространстве. Также перед гостями выступили студентки Екатерина Рунова и Екатерина Елагина, которые на английском языке рассказали о методике обучения иностранному языку.


Участники активно обсудили проблемы получения образования для лиц с нарушением зрения и пути их решения. Разработчик учебных программ Horry County School Сай Гилберт наглядно продемонстрировал технические устройства для лиц с нарушениями зрения и слуха. А учитель-логопед МБДОУ д/с №6 «Родничок» О.В. Ивлева вниманию аудитории представила видеокнигу «Обреченные на одиночество. Прошлое…Настоящее. Будущее…», которая глубоко затронула сердца всех присутствующих и дала надежду на возможную социальную адаптацию детей, страдающих аутизмом, при условии раннего педагогического вмешательства.

 

Председатель Татарской региональной организации Всероссийского общества слепых В.А. Федорин остановился подробно на «болевых точках» доступности среды для лиц с ОВЗ:
 - Проблем в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья сегодня немало, начиная элементарно с доступности учебных заведений. Хотя в рамках программы «Доступная среда» в республике делается немало: если брать только прошлый год, то 104 школы приспособили к обучению инвалидов по зрению. Но самое главное – это доступность к получению образовательных услуг, и тут проблем гораздо больше. Это и техническое, и учебно-методическое обеспечение обучения, и внедрение современных компьютерных технологий, и специальная подготовка учителей, которые кроме своего предмета должны знать специфику обучения детей с особыми потребностями. Еще одна проблема – сегодня общество еще не вполне готово воспринимать инклюзивное образование. Сам не раз слышал, когда родители здоровых детей не желают, чтобы их ребенок учился рядом с теми, у кого проблемы со здоровьем. Об инклюзивном образовании заговорили и начали работать не так давно, есть много мнений, некоторые диаметрально противоположны. Моя точка зрения такова: инклюзивное образование надо развивать, за ним будущее, но при сохранении традиционных коррекционных классов и школ. Такие конференции как эта дают очень много в плане развития темы инклюзии, изучения опыта и зарубежного, и отечественного.


В качестве ресурсных центров в реализации инклюзивного образования огромную роль играют коррекционные школы. К примеру, Рязанский государственный университет им. С.Есенина рассказал об опыте российско-германской подготовке специалистов для инклюзивного образования. Ведущие специалисты Э.В. Самарина и Н.А. Барышова описали четыре модуля, по которым ведется обучение лиц с нарушением слуха. Это фото, видео, аудио и интернет-задачи, способствующие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в пространстве. Также в ходе выступления был затронут вопрос и о подготовке специалистов по сурдопереводу.


Особо остро стояла тема системы подготовки педагогов в сфере инклюзивного образования. Доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» (Оренбург) О.И. Акимова выдвинула вопрос об использовании базовых площадок для инклюзивного образования. «Проблема в том, что не хватает квалифицированных педагогов. Нет теоретической базы подготовки, практических навыков. И вместе с тем, это сопровождается проблемой трудоустройства лиц с ОВЗ», - подчеркнула О.И. Акимова.


Директор Центра специальных форм образования ОАО «Издательство «Просвещение», (Москва) С.В. Сацевич поделился мыслями о развитии инклюзивной культуры в обществе:
 - Знаковым событием для нас, специалистов в области коррекционной педагогики, стало утверждение федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с нарушениями интеллектуального развития. Стандарты закрепляют главную позицию – необучаемых детей нет. Эти документы предопределяют траекторию развития и в специальной педагогике, и в общем образовании. Две системы находятся в ситуации интеграции. Это не значит, что не будет отдельных организаций, которые работают по адаптированным образовательным программам с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Это значит, что обычная школа, массовая или, так называемая, «школа нормы» претерпевает изменения, подразумевающие включение в образование детей с особыми образовательными потребностями. Это меняет философию, культуру и саму организацию школы.


С.С. Горбачева – руководитель программы «Социально активные медиа» - выступила модератором секции по социальной рекламе и ведущей мастер-класса «Планирование рекламной кампании НКО: Медиа-Бриф». Она рассказала о важном влиянии социальной рекламы на общественное мнение:
 - Социальная реклама - благодатный инструмент для того, чтобы изменять общественное мнение. Конечно, не сама по себе реклама, а в комплексе с журналистскими статьями, публикациями. Все это, в конечном счете, может влиять на то, что родители думают об инклюзии в целом. Поскольку многие родители не хотят, чтобы их дети учились с детьми с особенностями развития. Как раз социальная реклама может стать тем проводником, которая может помочь изменить мнение. Но есть и ряд проблем - шокирующая социальная реклама, которая является  плохим кейсом. Люди от нее отворачиваются, ее отвергают. И первая реакция: «Я не хочу этого видеть!». Нам наоборот нужно говорить: «Посмотрите, дети с особенностями такие же, как и все остальные». Они точно также испытывают те же эмоции, могут достигать удивительных результатов, научить вашего ребенка доброте, вниманию, потому что мир очень разный и это огромная ценность. Именно это и нужно говорить посредством социальной рекламы. Она не должна быть шоковой, а быть этичной, качественной и побуждать к действию.

 

Пресс-служба Университета управления "ТИСБИ"

Университет управления «ТИСБИ» Адрес: ул.Муштари, 13 (или ул.Маяковского, 22), Казань, Республика Татарстан. Телефон: (843) 236-92-97, (843) 299-51-07. .