Университет управления «ТИСБИ»

Национальный координатор проекта
«Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в Российской Федерации, 
ректор Университета управления «ТИСБИ»
Нэлла Матвеевна Прусс

Исполнительный директор проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в Российской Федерации
Наталья Борисовна Ларионова

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!


Разрешите приветствовать вас от имени Национального Координационного центра проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в Российской Федерации. 


Идея вовлечения в деятельность ЮНЕСКО коллективов образовательных учреждений была реализована в 1953 году в рамках создания проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» (ПАШ). Учреждения, входящие в данную систему, поставили перед собой задачу обучить молодежь в традициях толерантности и понимания международной проблематики с помощью образовательных приемов, ориентированных на активное участие самих учеников. На начальном этапе в проект вступили 33 школы из 15 государств, в настоящее время в него входит около 9000 образовательных учреждений в более чем 180 странах мира, число школ - участников ПАШ постоянно растет.

Российская сеть ассоциированных школ сформировалась чуть позднее, в 1957 году, что не помешало ей органично влиться в проект и активно использовать огромный потенциал в области повышения качества образования в деле реализации приоритетных направлений ЮНЕСКО.

 

Выполняя одну из основных задач ПАШ – обеспечение качественного образования, российские школы отличаются высоким уровнем организации учебного процесса, внедрением инновационных подходов в обучение, гармонизацией взаимоотношений между учителем и учениками, а также вовлечением учащихся в научно-исследовательскую работу.

 

В настоящее время проект охватывает всю страну: от Петрозаводска и Калининграда на западе до Якутии на востоке, от Мурманска на севере до Дагестана на юге. Для оптимизации работы над проектом и эффективной координации действий его участников в нашей стране создано 9 региональных центров, сформированных по географическому принципу: «Москва», «Центр», «Балтика-Север», «Юг-Кавказ», «Волга», «Башкортостан», «Урал», «Саха-Байкал» и «Сибирь-Алтай».

 

В России функционирует отлаженная система реализации проекта, согласно которой каждая школа работает на международном уровне, в региональных проектах и в проектах на базе образовательного учреждения. На региональных встречах участники анализируют результаты проектной деятельности и вносят в образовательные программы тематику ЮНЕСКО. Ежегодно проводится Национальный Совет проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в РФ, в рамках которого обсуждаются наиболее успешные практики и инициативы, а также механизмы сотрудничества с кафедрами ЮНЕСКО России, презентуются годовые отчеты о деятельности школ регионов и составляется план работы на предстоящий период.

 

Мероприятия в рамках проекта проводятся при содействии международного координатора ПАШ ЮНЕСКО Ливии Салдари (ссылка на http://www.unesco.org/new/en/education/networks/global-networks/aspnet/) , Бюро ЮНЕСКО в Москве (сделать ссылку http://www.unesco.org/new/ru/moscow/), Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (сделать ссылку http://www.unesco.ru), Министерства образования и науки РФ, в сотрудничестве с местными органами власти, негосударственными учреждениями и бизнес-структурами.

 

Ассоциированные школы ЮНЕСКО выполняют функцию адаптации школ к нуждам глобального информационного общества, привносят инновационную культуру и лучшие практики применения ИКТ в учебный процесс. На прошедшей в апреле 2011 года в г. Казань международной конференции «ИКТ и качество образования: Ассоциированные школы ЮНЕСКО на пути к школе будущего» (ссылка http://www.tisbi.ru/news/2011/IKTConf.html) было принято решение о разработке и реализации пилотного проекта «Умная школа будущего», который позволит сформировать единое информационно - образовательное и культурное пространство в ассоциированных школах ЮНЕСКО.

 

Одной из первых инициатив в рамках реализации данного проекта стала программа бесплатного обучения учащихся ассоциированных школ России компьютерной грамотности начального уровня, разработанная компанией CISCO и Институтом ЮНЕСКО по Информационным Технологиям в Образовании. Для реализации данной программы запланировано проведение бесплатных курсов подготовки 150 учителей из 75 ассоциированных школ ЮНЕСКО, после чего данный курс будет интегрирован в учебную программу школы в качестве дополнительного (или элективного) курса ЮНЕСКО.

 

В рамках проводимых международных конкурсов рисунков, сочинений, фотографий, тематических концертов, выставок, летних лагерей, школьники учатся принимать на себя часть ответственности за наш общий дом – Землю, делиться мнениями и предлагать решения тех или иных задач. Все это способствует формированию человека с устойчивой гражданской позицией – Человека Мира.

 

Оперируя понятиями «устойчивое развитие», «гендерное равенство», «образование для всех», «всемирное наследие» и др., примеряя категориальный аппарат международной организации ЮНЕСКО, дети формируют глобальный образ мышления, расширяют кругозор и сферу своих будущих профессиональных и личных интересов.

 

Сложившейся традицией проведения международных научно-практических конференций по тематике ЮНЕСКО стало формирование отдельной секции для работы представителей ассоциированных школ ЮНЕСКО по различным приоритетным направлениям Организации.

 

Участие в международных акциях, а также проведение совместных мероприятий вводит учащихся и учителей ассоциированных школ ЮНЕСКО в сферу мировых интересов в области культуры, образования и науки, приобщает к глобальным проблемам экологии, социально-экономического развития, сохранения всемирного наследия и другим актуальным вопросам современного общества.

 

Однако, каждый регион, как и каждая школа, на фоне общих направлений деятельности неизменно привносит свою специфику, самобытность и свежие идеи в процесс реализации проекта.

 

Так, регион «Балтика-Север» акцентирует свою работу на таком приоритетном направлении ЮНЕСКО, как образование для устойчивого развития, в рамках которого при сотрудничестве с экологическими научными центрами области, водоканалом и высшими учебными заведениями региона реализуются социальные проекты «Арифметика лампочки» и «Арифметика воды», мини-проект «Мониторинг химического состава воды реки Невы» и др.

 

Эту же линию деятельности ЮНЕСКО по обеспечению экологической безопасности, равновесия между сохранением окружающей среды и устойчивым развитием на основе экосистемного подхода успешно реализуют ассоциированные школы ЮНЕСКО региона «Сибирь-Алтай», активно участвующие в ежегодной международной экологической акции «Спасти и сохранить». В рамках акции проходит более 30 основных мероприятий и конкурсов регионального, всероссийского и международного уровней. В 2011 году акция была посвящена лесам, темпы исчезновения которых во всем мире остаются тревожно высокими.

 

Основным направлением деятельности ассоциированных школ ЮНЕСКО региона «Волга», несомненно, является изучение и сохранение Всемирного культурного и природного наследия. Ежегодная выездная благотворительная акция «Остров-град Свияжск: наше наследие – в наших руках!», организованная Факультетом среднего профессионального образования Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань), создание и апробация серии сборников экологических заданий и упражнений по всем основным школьным предметам «Экологические капельки», разработанной Самарским государственным областным университетом (Наяновой) и внедренной в школы 15 регионов России, регулярная акция по восстановлению родников, созданию и дальнейшему благоустройству территории искусственного озера, проводимая учащимися Карадуванской СОШ Республики Татарстан, - все эти, признанные лучшими, практики региона способствуют привлечению внимания населения к вопросам сохранения природного и культурного разнообразия. Благодаря таким акциям каждый имеет возможность не только приобщиться к делу сохранения объектов Всемирного наследия, но и научиться мыслить глобальными категориями.

 

Успехов в этом направлении также достигли школы региона «Москва», являющегося одним из ведущих центров международного сотрудничества, что означает не только его открытость, но и включение в разнообразные проекты по проблематике природного и культурного разнообразия. Флагманским и весьма успешным проектом региона, бесспорно, является дистанционная олимпиада «Великие реки мира», которая объединяет школьников ассоциированных школ ЮНЕСКО со всей России с целью формирования у молодежи экологического мировоззрения. Ежегодный молодежный фестиваль «Дружбовидение» региона «Москва» направлен на развитие диалога и духовного взаимообогащения представителей различных культур.

 

В деле сохранения и популяризации нематериального культурного наследия коренных народов мира больших успехов достигли ассоциированные школы региона «Саха-Байкал», имеющие широкую сеть международных партнеров – образовательных учреждений Бельгии, Франции, США, Китая, и ежегодно организующие культурно-языковые стажировки, лагеря и творческие школы для учащихся и учителей. Якутский героический эпос «Олонхо» является одним из «Шедевров устного и нематериального наследия человечества», признанных ЮНЕСКО и охватывающих фольклор и традиции устного творчества, языки, зрелища, ритуалы и праздники, навыки и обычаи, традиционные ремесла. Среди таких шедевров необходимо упомянуть и башкирский эпос «Урал батыр», которому также посвящены многочисленные мероприятия, осуществляемые Комитетом Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО.

 

Оригинальные методы совмещения изучения материальной и нематериальной форм культурного наследия другого народа были предложены школами региона «Урал». Международный мультимедийный проект «Чаттануга (США) - Нижний Тагил – города-побратимы» (МБОУ СОШ №5 г. Нижний Тагил) продолжил свое развитие через обмен посылками с книгами на русском и английском языках, сувенирами, поделками и открытками, а также проведение международного дистанционного шахматного турнира между учащимися г. Нижний Тагил и г. Чаттануга. В рамках долговременного проекта «Эскизы», функционирующего с 1994 года, гимназией №8 г.Екатеринбург на основе изучения природных и культурных особенностей отдельных зарубежных стран проводятся тематические детские художественные выставки как в России, так и за границей.

 

Участие в программах ЮНЕСКО способствует взаимообогащению культур, дает возможность использовать передовую практику в интересах защиты и сохранения материального и нематериального культурного наследия. Ассоциированные школы ЮНЕСКО на международном уровне проводят мероприятия для развития творческого потенциала учащихся. Ярким примером такой инициативы является международное фестивальное движение «Звездная юность планеты», соорганизатором которого является ассоциированная школа ЮНЕСКО - Межшкольный Эстетический Центр (г. Краснодар, регион «Юг-Кавказ»), проводимое с целью выявления и поддержки юных талантов России и Европы.

 

Ассоциированные школы ЮНЕСКО России реализуют инновационные проекты в русле содействия культуре мира и ненасилия посредством деятельности, касающейся прав человека, демократии, примирения и диалога и охватывающей всех политических и социальных партнеров и, в особенности, молодежь. Так, гимназией №177 г. Санкт-Петербурга (регион «Балтика-Север») была создана серия дистанционных игр по правам человека «Я и мои права» (пазлы для начальной школы, решение задач через интернет для основной школы, интернет-дебаты по юридической тематике для старшей школы). МОУ Подвязановская СОШ региона «Центр» проводит ежегодные учебно-информационные сборы «Миротворчество: объединим усилия», в рамках которых учащиеся в зимние каникулы выезжают в ДОЦ «Берёзовая роща» и приобщаются к принципам толерантности, правоведения, миротворчества, встречаются с представителями власти и общественности, обсуждают проблемы молодёжи, проводят круглые столы, дебаты, миротворческие акции. Гимназия №86 г. Нижний Тагил (регион «Урал») организует открытую олимпиаду школьников по правам человека, в рамках которой проводятся различные мероприятия: конкурсы эссе и научно-исследовательских проектов «Права человека: твои и мои» и др. Координационный центр ПАШ ЮНЕСКО региона «Урал» ежегодно проводит Международную Неделю науки, культуры и мира среди детских объединений Урала.

 

Немаловажным аспектом работы ассоциированных школ ЮНЕСКО Российской Федерации является популяризация идей и приоритетных направлений ЮНЕСКО, повышение международной образовательной компетентности учащихся и учителей. Наиболее эффективными в реализации этого направления стали такие проекты, как дистанционная олимпиада «ООН и Мы» и международная молодежная Модель ООН, проводимые ассоциированными школами ЮНЕСКО региона «Москва», цикл радиопередач лицейского радиовещания, посвященный международным дням ЮНЕСКО, инициированный гимназией №80 г. Нижний Новгород (регион «Волга»), Самарская модель ООН (Гимназия №11, регион «Волга»), международные интеллектуальные игры по тематике ЮНЕСКО «Что? Где? Когда?» (регион «Центр») и «Брейн-ринг» (школы Башкортостана).

 

Отдельно хотелось бы отметить результаты деятельности ассоциированных школ ЮНЕСКО Республики Башкортостан. Прогрессивной организационной формой взаимодействия «школа-ВУЗ» стал инновационный проект «Пятая четверть», реализуемый Башкирским институтом социальных технологий. В течение каникул для учащихся ассоциированных школ ЮНЕСКО г. Уфа ведущие преподаватели института проводят занятия в рамках реализации различных проектов ЮНЕСКО: «Всемирное культурное наследие», «Взаимодействие иноязычных культур в условиях полиязычного обитания», «Международные молодежные лидеры» и др.

 

Безусловно, претворение в жизнь таких инициатив, как ежегодные выездные сессии «Молодежь Башкортостана изучает Всемирное наследие ЮНЕСКО», представляющих собой ознакомительные поездки учащихся ассоциированных школ республики по Европе с посещением Комиссий по делам ЮНЕСКО стран – участниц ПАШ, способствует налаживанию диалога и дальнейшему развитию сотрудничества школ по всему миру.

 

Надеюсь, что опыт работы школ поможет найти интересные направления деятельности и вдохновит Вас на осуществление совместных проектов.


Университет управления «ТИСБИ» Адрес: ул.Муштари, 13 (или ул.Маяковского, 22), Казань, Республика Татарстан. Телефон: (843) 236-92-97, (843) 299-51-07. .