Университет управления «ТИСБИ»

Журнал «Татарстан» - Проблемы высшей школы

 

Нэлла Пpycc:«НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

ДОКАЗАЛА СВОЮ ЗНАЧИМОСТЬ»

 

Наша справка:

 

Татарский институт содействия бизнесу (ТИСБИ) - первый негосударственный аккредитованный вуз Республики Татарстан. Он был основан постановлением Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации №383 от 30 сентября 1992 года и имеет лицензию на выдачу дипломов государственного образца.

 

В 2003 году в ТИСБИ открыт диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством». В 2000 и 2001 годах вуз становился лауреатом конкурсов Министерства образования РФ «Внутривузовские системы управления качеством» и «Внутривузовские системы обеспечения качества образования и подготовки специалистов». ТИСБИ обладает сертификатом Международного стандарта качества ГОСТ ИСО 9001-2001. С1998 года в вузе работает Международная кафедра ЮНЕСКО.

Деловыми партнерами ТИСБИ являются специалисты и образовательные учреждения из США, Германии, Канады, Нидерландов, Великобритании.

 

Достижения этого вуза впечатляют. Что послужило их основой, как развивается система негосударственного образования в России, насколько востребованы специалисты, которых она готовит? Об этом и других актуальных вопросах негосударственной образовательной системы по нашей просьбе размышляет ректор, заслуженный работник высшей школы РФ, академик Российской академии гуманитарных наук, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая Международной кафедрой ЮНЕСКО, член научно-методического Совета Минобразования России по проблемам образования взрослых, член совета Ассоциации негосударственных вузов РФ, председатель совета Межрегиональной ассоциации негосударственных вузов Поволжья и Приуралья, обладатель Большой золотой медали Яна Амоса Каменского Нэлла Матвеевна Прусс.

 

Платное образование давно уже стало реальностью на отечественном образовательном рынке. Оно логично вписалось в те изменения, которые коснулись всех сфер жизни общества, формируя новый характер социально-экономических отношений и новый тип личности с точки зрения профессионализма, культуры, идеологии.

 

Негосударственная система образования доказала свою значимость и заняла достойное место на рынке образовательных услуг. Но по-прежнему основная проблема для самоутверждения большого числа негосударственных вузов состоит в том, что они, как и сама отечественная система платного образования, не успели обрести собственную историю, общественную репутацию, традиции, именитых профессоров и ученых, раскрученный образовательный брэнд. Однако все это можно воспринимать как некий стимул, стратегию для развития и совершенствования негосударственной системы образования, и это то общее, что может объединять в будущем вузы. Негосударственные вузы отличает специфика образовательного процесса, которая как объективная необходимость дала возможность выдержать конкуренцию на образовательном рынке.

 

Преимущества, скажем прямо, немалые. И заключаются они прежде всего в том, что в условиях самофинансирования политика негосударственного образования сформирована по экономическим законам, где основным механизмом, регулирующим жизнедеятельность вуза, являются рыночные образовательные отношения, где спрос определяет предложение образовательных услуг, его вариативность, качество продаваемого продукта, социально-экономические гарантии. А в лице потребителя, субъекта образовательных отношений выступают как сам студент, его родители, так и общество в целом.

 

В свою очередь, образовательная стратегия рынка сориентирована на потребности в профессиях, востребованных новыми экономическими формами, на интересы заказчиков и работодателей в лице министерств и ведомств, госучреждений, коммерческих предприятий и общественных организаций, частных фирм и домохозяйств. Поэтому основой жизнедеятельности негосударственного вуза является качество во всех его проявлениях. Это, во-первых, качество знаний, получаемых студентом в вузе, учебно-воспитательного процесса, а также культура вуза в системе морально-этических и социальных ценностей и приоритетов. Во-вторых, это качество профессорско-преподавательского состава, учебных программ, их мобильность и гибкость, надежность и государственность документов об образовании. Сюда же надо отнести социально-экономические гарантии, которые обретает потребитель после окончания вуза.

 

Но что интересно, несмотря на все сказанное выше, в обществе еще преобладает негативный образ негосударственного высшего образования. К сожалению, надо признать, на это есть веские причины. Многие вновь сформированные негосударственные вузы работают без лицензий на образовательную деятельность, не выдерживают конкурсных испытаний при государственной аккредитации. Учебные программы некоторых негосударственных вузов не соответствуют государственному образовательному стандарту высшего  профессионального образования, что не обеспечивает необходимый уровень подготовки специалиста. Нередко открываются новые негосударственные вузы, хотя объективных предпосылок к созданию их в том или ином городе уже нет. Студенты и их родители «покупаются» на льготы, низкие цены, сокращенные сроки обучения, что, в конечном счете, приводит к разочарованности в избранном вузе, да и в высшем образовании в целом.

 

К счастью, нам удалось преодолеть существующий еще барьер недоверия в отношении негосударственных вузов. Мы сумели сделать это на основе разумной образовательной парадигмы - парадигмы качества образования и корпоративной культуры вуза, с использованием лучшего передового опыта зарубежных и отечественных государственных и негосударственных образовательных учреждений.

 

Качество образования как приоритет ТИСБИ изначально было принципиальной позицией, поддержанной всеми учредителями вуза, в том числе Академией наук РТ, государственными вузами, коммерческими организациями. При создании института в 1992 году в противовес сложившейся в то время негативной ситуации в образовании была создана модель вуза нового типа. Основополагающими стали такие позиции, как качество обучения, непрерывность образования, формирование корпоративной культуры, содействие в трудоустройстве. Именно качество образования должно было стать и стало конкурентным преимуществом ТИСБИ на рынке образовательных услуг.

 

Приоритетным направлением в деятельности нашего вуза, как уже отмечалось, является повышение качества образования. Предпосылками его обеспечения мы считаем наличие высококвалифицированных кадров, эффективную научно-исследовательскую и международную деятельность, современную материально-техническую базу. Важное место здесь также принадлежит социально-культурной среде, системе социального партнерства, включающей различные учреждения и организации, которые оказывают практическую помощь в решении проблем в трудоустройстве наших выпускников. В нашем вузе активно внедряются инновационные технологии обучения, в том числе с использованием Интернета.

 

Одним из основных путей повышения качества образования мы считаем целевую интеграцию науки в образовательный процесс. У нас создана внутренняя вертикаль управления качеством образовательного процесса. Центром анализа всесторонней информации о вузе является лаборатория мониторинга, созданная при кафедре менеджмента.

 

Особенностью ТИСБИ при наборе студентов выступает гибкое реагирование на запросы и потребности региона в специалистах. В условиях трансформации экономики и политических реформ возникла потребность в грамотных экономистах, юристах. Первыми и были открыты экономический и юридический факультеты. Развитие дипломатических отношений Республики Татарстан с Турцией, Японией, обмен студентами и преподавателями из стран дальнего зарубежья (США, Голландии, Германии, Англии и др.) привели к необходимости готовить специалистов в области международных отношений и к открытию гуманитарного факультета. В1999 году на конкурсной основе институт получил государственный заказ Министерства по налогам и сборам Российской Федерации и Государственной налоговой инспекции по РТ на подготовку необходимых им специалистов. Тогда и был сформирован факультет «Налоговое дело».

 

Учитывая возрастающую потребность региона в специалистах в области компьютерных и программных технологий, в 2002 году был организован новый факультет «Информационных технологий».

 

Реформирование образования в стране выдвинуло на передний план задачу как можно более раннего выявления способностей ребенка. Возникла идея создания комплексов «детский сад - школа - вуз». Эта идея реализована руководством, преподавательским коллективом института: создана непрерывная система образования «детский сад- школа - колледж - вуз - аспирантура -ФПК», которая ныне успешно реализована и действует.

 

Современная жизнь требует не только глубоких профессиональных навыков, знаний, но и готовности к постоянной смене деятельности (в профессиональных или непрофессиональных рамках), к переходу от уже освоенной к более сложной. Это требование предполагает способность к самообучению и непрерывному образованию. Осознание важности и актуальности этой идеи привело к созданию факультета повышения квалификации, на котором обучаются и проходят переподготовку люди со средним и высшим образованием.

 

В настоящее время институт разработал модель вхождения в системы открытого образования, тем самым заявив о себе и как о субъекте социальной жизни Республики Татарстан. Программой деятельности ТИСБИ в этом направлении разработана система непрерывного образования для лиц с ограниченными возможностями (не слышащих): «школа - колледж - вуз». Совместно с Министерством социального обеспечения РТ, Центром дистанционного обучения внедрена и работает программа обучения по дистанционной технологии инвалидов, безработных,  лиц, находящихся в заключении, молодых людей, проходящих службу в армии. По результатам Российского конкурса экспериментальных программ по дистанционному обучению инвалидов ТИСБИ в 2002 году стал экспериментальной федеральной площадкой по реализации данного проекта. Таким образом, институт стремится шагать в ногу со временем и идти в авангарде образовательных реформ.

 

Возвращаясь к общим проблемам негосударственной системы образования, необходимо отметить, что базовые специализации вузов претерпели существенные изменения. Даже их названия зачастую перестали отражать действительность. В результате сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать как «пересечение программ» вузов, т.е. когда несколько высших учебных заведений предлагают подготовку по одной и той же специальности, что приводит к перепроизводству на рынке труда одних специалистов и дефициту других. Вузы же попадают в общую зону конкуренции и перекрестного соперничества.

 

Что же касается признания негосударственных вузов в обществе, то, думаю, оно определяется сроком их существования, относительно стабильным составом преподавателей и студентов, наличием традиций, творческими успехами воспитанников. Когда это удастся обеспечить, тогда проблема получения ими государственных заказов на подготовку специалистов будет решаться через систему кредитов и договоров.

Университет управления «ТИСБИ» Адрес: ул.Муштари, 13 (или ул.Маяковского, 22), Казань, Республика Татарстан. Телефон: (843) 236-92-97, (843) 299-51-07. .