Университет управления «ТИСБИ»

Нэлла Прусс: "Счастье - когда моя работа приносит пользу,

служит во благо другого человека"

 

Подготовила Анна ВАРЛАМОВА
при содействии отдела по связям с общественностью
Университета управления ТИСБИ"

 

Сегодняшним гостем нашей рубрики стала ректор Негосударственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования "Университет управления "ТИСБИ", кандидат педагогических наук, профессор, академик Российской академии гуманитарных наук, академик Международной Академии Управления, Заслуженный работник высшей школы РФ, заведующая Международной кафедрой ЮНЕСКО, Национальный координатор проекта "Ассоциированные школы ЮНЕСКО" в РФ Нэлла Прусс.

 

Нэлла Матвеевна не только ученый с большой буквы, но и замечательный человек. Она удостоена почетной грамоты президента РТ; обладатель Большой золотой медали им. Яна Амоса Каменского (2002г.); победитель городского конкурса "Женщина года - 2003"; обладатель почетного знака "Лидер российской экономики - 2003". Награждена дипломом Международной общественной ассоциацией благотворительных фондов "МАМА"; почетным дипломом Общественного фонда человеческих измерений "Ренессанс" "Человек на своем месте"; почетной грамотой Московского Международного фонда содействия ЮНЕСКО, в 2007, 2010гг. - дипломом президента РТ "Благотворитель года", "Руководитель года - 2007" от Международной академии управления.

 

В 2004-20011гг, награждена: орденом дружбы, орденом "Слава России" II степени за заслуги перед Отечеством, золотой медалью "Европейское качество - 2004", почетным знаком "Ректор года-2004, 2005, 2007, 2009, 2011", почетной грамотой и медалью Министерства труда и социального развития РФ, золотой медалью "Европейское качество-2005", медалью "Св. Александра Невского {Александровская медаль "За труды ради Отечества"), почетным знаком "За особые заслуги" Всероссийского общества глухих, нагрудным знаком "За заслуги в образовании", медалью "За укрепление авторитета российской науки", памятным орденом "За вклад в развитие международного делового сотрудничества", орденом Министерства обороны РФ "За укрепление боевого содружества", памятным знаком "За службу Закону" - за вклад в укрепление законности и правопорядка и в связи с 275-летиеу прокуратуры Казанской губернии, медалью "В память 1000-летия Казани" и многими другими государственными наградами и знаками общественного признания.

 

Кроме того, Нэлла Матвеевна ведет активную общественную деятельность, являясь членом Совета Ассоциации негосударственных вузов России, Председателем Совета Ассоциаций негосударственных вузов Поволжья и Приуралья, членом Научно-методического совета Минобразования России по проблемам образования взрослых, членом Союза женщин-предпринимателей РТ, членом Координационного совета по качеству Рособонадзора, членом Общественного совета при Министерстве юстиции Татарстана. Также она является членом Экспертного Совета по проблемам интеграции образования, науки и промышленности Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию.

 

"Вся работа": Нэлла Матвеевна, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Кем Вы хотели стать в детстве? Кем были Ваши родители? Кто повлиял или что повлияло на выбор Вашей профессии?

 

Нэлла Прусс: Первые 4 школьных года я была отличницей, потом стала твердой хорошисткой. Почти никогда не было троек, если только по физике, иногда по математике, поскольку я больше любила гуманитарные предметы. Помню, в пятом классе к нам пришла учительница английского, Джанар Гильмеевна. Она была талантливым педагогом и очень красивой женщиной. Можно сказать, идеал. Я настолько сильно влюбилась в нее и в этот предмет, что твердо решила - буду преподавателем английского языка . Вот так с пятого класса я уже четко знала, что буду делать в этой жизни.

 

Родилась я в Свердловске (Екатеринбурге). Мой отец-полковник Матвей Прусс - прошел всю войну: одним из первых ушел на фронт и встретил День победы в Берлине. А здесь, в Казани, вышел в отставку, служил заместителем начальника танкового училища. Он был очень красивым мужчиной -светловолосым, голубоглазым. Ау меня глаза зеленые, внешне я пошла не в него, но характер - твердый, папин. Хотя при всей своей жесткости я не умею отказать людям. Я считаю, что людям надо помогать.

 

"ВР": Еще до основания "ТИСБИ" Вы много лет преподавали в вузе. Почему Вы выбрали призвание преподавателя высшей школы?

 

Н.П.: Я начинала свой педагогический путь с преподования в казанской средней школе №127 в 1963г., затем меня пригласили в вуз почасовиком, и я с удовольствием согласилась, потому что в институте - выше уровень педагогических и научных технологий, юолее творческая работа.
22 мая 2002г. по совокупности опубликованных работ мне было присвоено ученое звание профессора.

 

"ВР": И 20 лет назад Вы основали первый в Татарстане негосударственный вуз, который в прошлом году получил высокий статус университета. С чего все начиналось?

 

Н.П.: "ТИСБИ" прошел долгий путь от небольшого института к университету. Все началось с тех времен, когда согласно договору с ФРГ с 1990 по 1994гг. было решено вывести советские войска с территории Германии. Возникла потребность в переквалификации большого количества военнослужащих, которым было необходимо освоить другую специальность. Это направление показалось нам очень интересным, и мы разработали специальный образовательный проект. К сожалению, в Казани военнослужащие не были направлены, по скольку была продлена очень большая работа, я решила создать вуз. Мы пригласили 10 видных профессоров и открыли общество с ограниченной ответственностью, на основе которого был создан вуз - десятое по счету негосударственное образовательное учреждение в России. Результаты не заставили себя ждать - на протяжении 20 лет можно наблюдать все наши успехи.

 

"ВР": Есть ли отличия в работе с современными студентами и учащимися прошлых лет (аремен Советского союза)? Какое оно, современное студенчество?

 

Н.П.: Отличия есть, и не в худшую сторону. Современные студенты более вдумчивые, самостоятельные, энергичные. С каждым годом в вуз приходит талантливая и интересная молодежь, которая приносит новые идеи, новый нестандартный взгляд на мир - и это только обогащает нас! Мы сами подстраиваемся под современные веяние, развиваемся творчески вместе со студентами, в одном направлении.

 

"ВР": Как Вы считаете, насколько эффективна система непрерывного образования (от детского сада до вуза)?

 

Эта система становится основой всего образования в целом и уже сейчас показывает свою высокую эффективность. Молодому человеку сегодня сложно выбрать специальность, в которой он мог бы раскрыться профессионально, реализовать свой личностный потенциал. Чтобы решить эту проблему, уже с детского сада необходимо развивать ребенка, помогать ему определять приоритеты - то, чем ему больше нравится заниматься, к чему лежит душа. Мы учим малышей иностранным языкам, творить, считать, знать правила дорожного движения, рисовать. В школе мы ведем занятия с углубленным изучением предметов, причем, как правило, в качестве преподавателей выступают доктора и кандидаты наук с большой педагогической практикой. Наша деятельность не сводится просто к дополнительным занятиям. Мы даем подрастающему поколению возможность развивать научное мышление, гибкость ум. Эта работа помогает школьникам найти своё призвание.

 

Хочется отметить основной принцип, который мы прививаем нашим студентам: во время обучения важно получить как можно больше знаний и умений. Студент не должен останавливаться на выбранной когда-то специальности, необходимо дополнять ее смежными направлениями и параллельно получать различные навыки. Для нашего студенчества этот принцип носит не столько рекомендательный характер, а уже воспринимается как аксиома.

 

"ВР": Расскажите, пожалуйста, подробнее о системе обучения с применением дистанционных технологий?

 

Н.П.: Это сложная и серьезная работа. Дистанционные технологии активно функционируют во всем мире, и Россия, пожалуй, - единственная страна, которая запоздала с их внедрением, хотя наш вуз много лет занимается обучением с применением дистанционных технологий. Мы начали заниматься этим в рамках работы с инвалидами, и мы единственные, кто все эти годы применял эти технологии легально, поскольку у нас
было выданное Министерством образования и науки РФ разрешение на применение дистанционных технологий для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. С 2001г. в нашем университете разработана и внедрена уникальная система обучения. Она предоставляет возможность получить качественное высшее образование лицам, которые не могут учиться по классической очной иди заочной форме из-за занятости на работе, семейных обстоятельств или в сеязи с состоянием здоровья. Студент получает доступ к личному рабочему кабинету, в котором представлены учебники и возможность сдавать зачеты, экзамены, контрольные, курсовые и другие виды учебных работ через интернет. Особенность заключается в том, что обучение организовано по индивидуальному плану и графику.

 

"ВР": Какие новации на Ваш взгаяд, необходимы системе российского образования?

 

Н.П.: Новации должны заключаться в том, чтобы каждый преподаватель самообразовывался, постоянно развивался. Он должен преподносить материал не в обычном порядке, как это было раньше, а учить студентов учиться, учить работать с информационными потоками, выделять нужную информацию и анализировать ее. Прошло время, когда преподаватель читал лекции, написанные 10 лет назад. Мы должны применять такие современные педагогические технологии, которые развивали бы творчество, умственные способности, стремление к познанию.

 

"ВР": Как Вы думаете, что следует предпринять, чтобы привлечь молодежьв науку? Что сделать, чтобы избежать "утечки" мозгов за границу?

 

Н.П.: Среди молодежи есть те, кто с удовольствием занимался бы наукой, но, к сожалению, сейчас труд ученых - малооплачиваемый и непрестижный. К тому же, пробиться в науку очень сложно. Поэтому и происходит утечка мозгов за границу, где предоставлены хорошие условия для научных исследований и жизни.

 

"ВР": Что Вы считаете своим главным достижением за время своей трудовой деятельности?

 

Н.П.: Главным достижением я считаю то, что по мере своих сил я стараюсь дать студентам настоящие профессиональные знания, а не блеф с собиранием денег, который происходит, к сожалению, во многих
негосударственных вузах.

 

"ВР": Что для Вас счастье?

 

Н.П.: Счастье для меня, когда я вижу красивые и счастливые лица моих преподавателей и студентов. Это значит, что моя работа приносит пользу, служит во благо другого человека.

 

Статья в журнале "Вся работа" №10 (236) 12-18 марта 2012

Университет управления «ТИСБИ» Адрес: ул.Муштари, 13 (или ул.Маяковского, 22), Казань, Республика Татарстан. Телефон: (843) 236-92-97, (843) 299-51-07. .