Университет управления «ТИСБИ»

Автор: Наталья Федорова

Дискуссия: Ученье – свет, а неучёных — тьма?

Участники казанского кадрового рынка, ректоры вузов и руководителм предприятий обсуждают последние инициативы государства в сфере образования.


 

На прошлой неделе Госсовет РТ принял в первом чтении проект закона РТ «О внесении изменений в статьи 32 и 37 закона РТ «Об образовании». Согласно этому документу, те, кто претендует на бесплатное обучение в вузе, должны будут по окончании учебы в обязательном порядке отработать трех лет на государственных предприятиях. В противном случае, как предусмотрено в законопроекте, за вузом закрепляется право не выдавать диплом выпускнику. В этом случае выпускник может получить документ о высшем образовании, только компенсировав затраты на обучение.
Данная инициатива властей республики является отражением реформы образования, которая сегодня проходит в России. Недавно правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, согласно которому количество бюджетных мест в вузах будет существенно ограничено. 17 октября документ должен пройти первое чтение. В минобрнауки считают, что если сейчас не приступить к сокращению бюджетных мест, то уже через два года их количество будет равно количеству выпускников школ.


В настоящее время гарантийные обязательства государства по приему студентов на бесплатные места в вузах —170 студентов на 10 тыс. населения (независимо от возраста). Законопроект, внесенный правительством, предлагает изменить этот порядок и принимать 800 студентов на 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет.
Зампред думского комитета по образованию Олег Смолин негативно оценивает предложенный законопроект. «По нашим оценкам, к 2020 году в вузах будет на 700 тысяч бюджетных мест меньше, чем сейчас. Наши расчеты основаны на статистике рождаемости: ведь те студенты, которые будут поступать в 2020 году, уже родились, мы посчитали, сколько будет всего россиян в возрасте от 17 до 30 лет, потом вычислили количество бюджетных мест — 800 на 10 тысяч — и получили вот такую цифру, — выразил свое несогласие Олег Смолин. — Количество желающих получить высшее образование не уменьшится, просто люди будут вынуждены поступать на платные отделения, а, как известно, качество образования на бюджетных отделениях гораздо выше, чем на коммерческих».


Как считает парламентарий, в результате подобного сокращения из федерального бюджета должна высвободиться довольно внушительная сумма — порядка 49 млрд руб.


Деловой еженедельник «где Деньги» узнал отношение участников казанского кадрового рынка, ректоров вузов и руководителей предприятий к последним инициативам государства в сфере образования.

1. Считаете ли вы, что обязательная отработка по специальности для студентов-бюджетников решит кадровую проблему в Татарстане?


2. К каким последствиям приведет существенное ограничение количества бюджетных мест в вузах?


Ганеева Светлана
управляющий партнер ADVANCE Recruiting Services

1. В Советском Союзе каждый выпускник вуза должен был отработать по специальности, и я считаю, что это очень эффективная модель развития рынка труда. В сегодняшних условиях это вопрос точечного подхода. Для того, чтобы реализовать данный проект в полной мере, нужно провести огромную работу с предприятиями, предоставляющими рабочие места, и структурировать схему взаимодействия студент-работодатель. А решение этого вопроса у нас сейчас в зачаточном состоянии.
2. Считаю, что обсуждение этого вопроса актуально, но вводить закон нужно только в том случае, если будет проведен доскональный анализ на рынке труда и четкое мотивированное заключение: насколько сокращать, почему это необходимо и необходимо ли вообще, а то у нас в стране, действительно, быстро принимаются решения и не всегда верные. Знаю точно, что качество обучения в вузах России оставляет желать лучшего (особенно коммерческих), дисбаланс в выпускающихся специалистах и востребованных на рынке труда очевиден. Думаю, что пока речь стоит вести об укрупнении вузов и повышении качества образования и закрытии вузов, несоответствующих качеству обучения, и только по итогам вводить новый проект, касающийся сокращения бюджетных мест.



Алексей Огурцов
директор КА «Бизнес и Карьера»

1. Мы люди свободные, и человек имеет свободу выбора своего будущего работодателя. Другое дело, когда студент, получив образование на бюджетном отделении по определенному профилю, идет работать в другую сферу… Этот момент можно отслеживать. Нельзя навязывать студенту определенного работодателя, который, скорее всего, в таких условиях будет платить низкую зарплату. Нужно предоставить ему право уже с первого курса выбирать своего будущего работодателя самому и заключать с ним соглашение о намерениях. Например, у него отец работает в какой-то компании и может посодействовать трудоустройству своего ребенка в эту организацию, совпадающую по профилю с образованием.
Но ни в коем случае не нужно ограничивать свободу студентов путем предложения какого-то ограниченного списка работодателей: не хочешь туда идти — выплати деньги за обучение. Это не верно, это не признак демократического государства. Тем не менее, должен отметить, что такая мера в какой-то мере решит кадровую проблему в республике.


2. Я за увеличение числа бюджетных мест, потому что это единственный шанс для талантливых детей из малообеспеченных слоев населения получить высшее образование. А таких в России очень много. Другое дело, что государству нужно обеспечить качественный отбор специалистов на эти бюджетные места, потому что мы знаем, как некоторые студенты «пролезают» на бюджетные места, и из-за чего не доходит очередь до тех, кто действительно этого достоин. В некоторых вузах на популярные специальности бюджетных мест крайне мало — например, на технические, инженерные специальности, что просто вредит кадровой государственной политике, потому что сейчас инженеров нужно много. У нас с 90-х до начала 2000-х годов количество специалистов, занятых в этой сфере, резко сократилось, стало не популярным эта профессия. И в этой сфере сокращать бюджетные места ни в коем случае нельзя.



Евгений Колобов
директор по маркетингу и развитию компании LEDEL

1. Закон не плохой, но сразу возникает много нюансов: кто будет заботиться о трудоустройстве выпускника? Вуз, сам выпускник или биржа труда? Хорошо, если специальность техническая, а если гуманитарная? Кто будет трудоустраивать огромное количество финансистов, юристов и менеджеров-управленцев без опыта? А филологи, историки? Им куда деваться?
Считаю, что данный закон хорош для выборочных «дефицитных» специальностей — учителей, инженеров, технологов и др. В какой-то степени кадровую проблему это поможет решить промышленному сектору Татарстана и сфере образования.

Наталья Парфёнова
руководитель PR-службы Казанского филиала HeadHunter

1. На мой взгляд, это может привести, прежде всего, к проблемам с мотивацией молодых специалистов. Ведь одно дело, когда человек занимается любимым делом и работает с душой, пусть даже его работа имеет косвенное отношение к диплому, и совсем другое, когда он просто «отбывает повинность» в течение трех лет. Сомневаюсь, что один лишь этот закон позволит решить вопрос нехватки специалистов в области здравоохранения и сельского хозяйства. Необходим комплексный подход. Чтобы решить кадровые проблемы, нужно работать над созданием адекватных условий работы, а не просто принудительно отправлять работать механизаторами или врачами в районы республики.

Нэлла Прусс
ректор Университета управления «ТИСБИ», профессор

1. Система распределения работала, когда в нашей стране была плановая экономика. Выпускников, предположим, химиков, распределяли по основным химическим предприятиям страны: он ехал в другой город, ему давали квартиру и среднюю зарплату. А кто сегодня предоставит достойный уровень жизни выпускнику, если он переедет? Но с другой стороны, отработка по специальности — очень разумная идея, если человек получил образование за счет бюджета. Особенно это касается таких социально значимых профессий, как учитель и медработник. Думаю, что правильно будет при приеме на бюджетное место заключать договор со студентом о том, что он отработает по специальности три года либо вернет государству деньги. Это будет честно!
2. Считаю, что бюджетных мест по России не должно быть в том количестве, которое есть сегодня. В прошлом году оно превысило количество выпускников школ — это неправильно. В такой ситуации некоторые государственные вузы не выбирают лучших абитуриентов, а принимают всех, поскольку спущенные «сверху» бюджетные места надо заполнять. Естественно, неприятным последствием этого становится ухудшение уровня высшего образования. Думаю, что определенное число бюджетных мест должно определять Министерство образования и науки совместно с Министерством труда, занятости и соцзащиты.

По моему мнению, сокращение не должно касаться самых популярных у абитуриентов профессий, таких как юристы и экономисты. Согласно нашему мониторингу трудоустройства, наши выпускники по этим специальностям пользуются высоким спросом у работодателей на предприятиях и в организациях. Даже на центральных телеканалах идет реклама о том, что требуются юристы для работы в министерствах и ведомствах. Снова мы упираемся в вопрос качества — надо готовить хороших специалистов, которых много не бывает.

 

Статья в деловом еженедельнике "Где деньги" №300 от 16.10.2012

Университет управления «ТИСБИ» Адрес: ул.Муштари, 13 (или ул.Маяковского, 22), Казань, Республика Татарстан. Телефон: (843) 236-92-97, (843) 299-51-07. .