Университет управления «ТИСБИ»

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ "ТИСБИ": ОПЫТ И ИННОВАЦИИ

 

Cтатья в журнале "Экономика и образование" №12 2009 г.

 

Нэлла Прусс, ректор Академии управления "ТИСБИ".

 

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Академик Российской академии гуманитарных наук, академик Международной академии управления. Обладатель Большой золотой медали им. Яна Амоса Каменского. Удостоена медали "Святого Александра Невского (Александровская медаль "За труды ради Отечества")" и многих других государственных наград и знаков общественного признания.

 

Качество образования - залог успеха

 

Сегодня система обеспечения качества в вузе соответствует формуле "требования - работа - удовлетворенность". Это, на наш взгляд, осознанный уровень зрелости, который характеризуется развитыми функциями планирования, организации и контроля, ориентацией на потребителя через мониторинг, описанием процессов вуза, информатизацией управления.

 

Основными принципами образовательной стратегии ХХI века являются - доступность, мобильность, качество. Именно эти принципы стали основой разработки и реализации модели Академии управления "ТИСБИ", как современного негосударственного образовательного учреждения. Она сочетает в себе лучшие традиции и ценности российского высшего образования, строгое исполнение нормативных требований и установок, инновационность и постоянное совершенствование в целях наиболее полного удовлетворения ожиданий потребителей образовательных услуг. Эта модель привела к необходимости создания и постепенного внедрения внутривузовской системы менеджмента качества, базирующейся на концепции TQM: лидерство руководства, ориентация на потребителя, эффективное и инновационное управление всеми основными процессами в вузе. Важнейшим преимуществом такого подхода к управлению позволяет вузу преодолевать трудности роста, предусматривая и предупреждая возможные риски и кризисные моменты.

 

Реализация идеологии качества, распространение ее на всех членов коллектива преподавателей, сотрудников и студентов, понимание ими миссии вуза привело к тому, что Академия управления "ТИСБИ" позиционируется на рынке образовательных услуг как устойчивое и инновационное образовательное учреждение.

 

Инновационные проекты и способы управления ими, усложнение структуры вуза и укрупнение задач, стоящих перед ним, потребовали разработки и внедрения информационной среды, в рамках которой обеспечивается автоматизация основных процессов, происходящих в вузе. Такая система стала реальностью в "ТИСБИ" с 2002 года. Это позволило оптимизировать управление процессами, повысить качество и снизить трудоемкость работы персонала, а также обеспечить руководителей разных уровней своевременной и качественной оперативной информацией. Автоматизированная система управления разработана с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта. Внедрение ИСУ ВУЗ позволяет решать целый ряд задач, прежде всего это:

  • создание и использование электронных учебных планов, планирование учебной нагрузки и контроль прохождения учебного процесса студентами;

  • организация контроля исполнительской дисциплины и автоматизация документооборота;

  • согласование организации учебного процесса для студентов разных форм и видов обучения;

  • использование обучающих Интернет-технологий и т.д.

 

Сегодня "ТИСБИ" следующим образом определяет свои конкурентные преимущества и основные факторы успеха: интегрированная подготовка специалистов, обеспечивающая социальную защиту и вариативность трудоустройства, усиленная языковая и компьютерная подготовка, сформированное позитивное общественное мнение о качестве подготовленных специалистов.

 

Инновационный менеджмент в негосударственном вузе касается не только традиционных для высшего учебного заведения проблем подготовки кадров, но и существенно расширяет спектр и качество предоставляемых населению образовательных услуг, позволяет решать важные социальные вопросы. В настоящее время перед академией поставлена цель создания концепции инновационного развития в период вхождения в мировое образовательное пространство.

 

Востребованность выпускников

 

В последние годы в Республике Татарстан сложилась достаточно развитая система высшего и среднего специального образования. Бурный количественный рост экономических, управленческих и юридических образовательных учреждений поддерживается высоким спросом в республике на высшее образование в этих областях. В условиях активного социально-экономического развития республики проблемы востребованности выпускаемых дипломированных специалистов экономико-управленческого и юридического профилей и качества их специализированной подготовки ставятся наиболее остро. И вопроса о переизбытке качественно подготовленных кадров нет.

 

Конкурентные рыночные отношения предполагают востребованность специалистов, имеющих современное бизнес-образование, обладающих компетентностью, управленческими знаниями, профессиональным опытом и культурой, умеющих работать в сложных и неординарных ситуациях. Опасений, что наши выпускники не смогут трудоустроиться, мы не испытываем, потому что мы стремимся повысить их конкурентоспособность на рынке труда. С целью подготовки востребованных специалистов Институт непрерывного образования Академии управления "ТИСБИ" успешно осуществляет программы дополнительного профессионального образования по самому широкому спектру направлений, приоритетных для социально-экономической инфраструктуры российского общества.

 

Нынешний студент - это грамотный покупатель образовательных услуг, и он требует для усиления своей профессиональной компетентности, повышения универсализации полученного образования, дополнительных образовательных программ, предоставляющих практические инструменты ведения бизнеса, востребованные на сегодняшнем рынке, начиная с профессионального освоения одного или двух иностранных языков и заканчивая программами современного бизнес-администрирования.

 

Современные условия ведения бизнеса требуют от предпринимателя определенных навыков и умений, необходимых для решения различных управленческих ситуаций. В этой связи при подготовке студентов в вузе уделяется особое внимание усилению теоретической базы практическим материалом, позволяющим будущим специалистам быть более адаптированными и востребованными в рыночных условиях.

 

Для решении этой задачи в Академии управления "ТИСБИ" в процессе изучения дисциплин по специальности используются разнообразные методы обучения, в число которых можно включить помимо лекций и семинарских занятий такие методы, как работа в команде, опрос экспертов, тесты, ролевые и компьютерные игры, методы конкретной ситуации и др. Данные методы позволяют добиться единства теории и практики. Важным моментом при выборе метода обучения является включение студентов в изучаемую ситуацию, побуждение их к активным действиям, усиление их познавательной деятельности. Студент приучается самостоятельно принимать решения, вырабатывать свои идеи, развивать коммуникативные навыки.

 

Бизнес центры

 

В качестве одного из наиболее сильных примеров по увеличению конкурентоспособности специалистов можно привести функционирование бизнес-инкубатора в рамках вуза как самостоятельного студенческого подразделения и созданного по инициативе студентов. Основная цель этого проекта - возможность проектировать и моделировать работу собственного бизнеса.

 

Особенностью функционирования такого бизнес-центра является то, что участие в бизнес-командах принимают студенты различных факультетов, причем каждая бизнес команда строится по принципу включенности будущих специалистов из разных областей профессиональных знаний: это и экономисты, и юристы, и управленцы, и налоговики, и программисты.

 

Осуществлять подготовку и обучение ребят из бизнес-команд должны специалисты высокого уровня практики, которые являются консультантами и экспертами для многих компаний нашего региона и за ее пределами. Участие в бизнес-командах принимают студенты различных факультетов, причем каждая бизнес команда строится по принципу включенности будущих специалистов из разных областей профессиональных знаний: это и экономисты, и юристы, и управленцы, и налоговики, и программисты.

 

В результате наши выпускники - это высококлассные специалисты, имеющие современное бизнес-образование, обладающие компетентностью, управленческими знаниями, профессиональным опытом и культурой, умеющие работать в сложных и неординарных ситуациях.

 

Тесная связь теории и практики в образовательном процессе, универсальность и в то же время четкая специализация знаний и умений студентов - это работа на опережение с учетом тенденций на востребованные рынком специальности, это обучение методологии постоянного самообучения и саморазвития, что и должно отличать современного динамичного человека ХХI века, характеризовать его как ярко выраженную деятельную личность.

 

Инновационный механизм - идея социального партнерства

 

Принципиальной идеей концепции "ТИСБИ" является идея социального партнерства, которая изначально заложена уже в составе учредителей вуза - Академия наук РТ, Инвестиционная компания "ТатИнК", Татфондбанк и др.

 

Развитию партнерских отношений и расширению рынка потребителей способствует и профессиональная деятельность Института непрерывного образования и факультета повышения квалификации. Разнообразие реализуемых программ и уровней обучения, работа новыми методами и приемами, а также накопленный опыт работы в условиях современного образовательного рынка, позволяют привлекать все больше новых партнеров. Так родился новый проект - создание Центра кадровых ресурсов Академии управления "ТИСБИ", который объединит усилия всех подразделений вуза и его партнеров с единственной целью - обеспечить гарантированное трудоустройство выпускников. Таким образом, являясь активным элементом гражданского общества вуз, не имеющий бюджетного финансирования, стал инициатором и исполнителем социальных запросов населения, особенно, наиболее незащищенной его части.

 

Развитие инклюзивного образования в вузе

 

Профессиональная подготовка инвалидов, их социальная адаптация являются на сегодняшний день одной из чрезвычайно актуальных проблем в современном обществе. Анализ ситуации позволяет сделать вывод о том, что, к сожалению, на сегодняшний день в нашей стране на государственном уровне не существует явно выраженной функционирующей системы социальной защиты инвалидов. Разрозненные усилия в этой области структур государственного аппарата, представителей бизнеса и общественных организаций не позволяют охватить инвалидов всех социальных категорий и не носят перманентного характера. В этой непростой обстановке, Правительство Республики Татарстан и Академия управления "ТИСБИ" принимают самое активное участие в создании и обеспечении условий для непрерывного образования инвалидов в республике, их профессиональной и социальной адаптации. Включение в экономическое пространство инвалидов как полноценных субъектов труда - это одна из главных задач современного общества.

 

Обучением инвалидов Академии управления "ТИСБИ" начала заниматься с 1997 года по программам среднего профессионального образования.

 

В целях оптимизации обучения лиц с ограниченными возможностями, компьютерным центром Академии управления "ТИСБИ" совместно с центром дистанционного обучения была разработана и внедрена Интернет - система дистанционного асинхронного обучения (ДАО ТИСБИ), которая разработана на основе новейших достижений информационных технологий с использованием лучших в отечественном и зарубежном опыте образовательных проектов дистанционного обучения. Осуществлена государственная регистрация Интернет-системы ДАО ТИСБИ, а чуть позже процедура сертификации на соответствие Международному стандарту качества ИСО 9001.

 

Инициативы вуза, накопленный опыт были поддержаны Министерством социальной защиты республики и лично президентом М.Ш.Шаймиевым, и с 2001 года профессиональная подготовка инвалидов в Академии управления "ТИСБИ" осуществляется в рамках региональной модели образования инвалидов всех категорий: с нарушениями опорно-двигательной системы, нарушением слуха, инвалидов по зрению и других.

 

В 2002 году Министерство образования РФ, ознакомившись с опытом работы Академии управления "ТИСБИ" по дистанционному обучению инвалидов по программам высшего и среднего профессионального образования, определило Академию управления "ТИСБИ" в качестве "Федеральной экспериментальной площадки" по развитию образования и социальной поддержки детей с особыми нуждами, выравниванию доступа к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья".

 

В настоящее время по различным программам высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в Академии обучается около 300 студентов с ограниченными возможностями здоровья.

 

Качество образования, универсальность знаний и четкая специализация студентов, неразрывная связь науки с практикой, тесные отношения с социальными партнерами и работодателями, инновационность - это составляющие успешной стратегии развития "ТИСБИ" сегодня и на перспективу. Безусловная конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг республики и соседних регионов, авторитет вуза в ближнем и дальнем зарубежье - солидное тому подтверждение.

Университет управления «ТИСБИ» Адрес: ул.Муштари, 13 (или ул.Маяковского, 22), Казань, Республика Татарстан. Телефон: (843) 236-92-97, (843) 299-51-07. .