Университет управления «ТИСБИ»

Ждем вас на новом сайте!

Мы изменили дизайн, добавили актуальную информацию, поддержку мобильных устройств и многое другое. Сейчас new.tisbi.ru работает в тестовом режиме, мы продолжаем его совершенствовать.

Новый сайт

Галина Александровна АХМИНА, проректор по учебной работе Академии управления «ТИСБИ», сертифицированный эксперт в области профессионального образования, член гильдии независимых экспертов, отвечает на вопросы редакции журнала «Аккредитация в образовании» (статья «В поисках своего пути»)

 

1.  Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать эксперт?

 

- Говоря о качествах людей, занимающихся не просто проверкой соблюдения каких-либо установленных норм, а проводящих комплексную экспертизу как количественных, так и, - что представляется наиболее сложным, - качественных показателей, необходимо отметить, прежде всего, подготовленность к подобного рода работе, умение видеть скрытое, выстроить правильные отношения с людьми как в команде экспертов, так и в проверяемой организации. Проведение комплексной оценки в образовательном учреждении не предусматривает стиля «карающего меча правосудия». Это, на мой взгляд, общение равных, диалог, позволяющий достичь наиболее точной оценки достижений и проблем в организации обучения и воспитания. В связи с этим важнейшим качеством эксперта можно назвать профессионализм, причем в широком смысле слова - тот профессионализм, который включает в себя не только глубокие знания в своей области знаний и соответствующей сфере проверки, но и практические навыки и умения проведения процедуры оценивания, знание специфики организации работы в общеобразовательном учреждении, ее нормативной базы, инновационных процессов в образовательной среде. Безусловно, неотъемлемыми качествами эксперта являются высокая принципиальность и одновременно толерантность - качества, которые не противоречат друг другу, а скорее дополняют и обогащают любого человека, работающего с людьми, тем более эксперта, наделенного правами и обязанностями,  несущего ответственность как перед Федеральной службой, так и перед коллективом преподавателей и студентов проверяемого вуза или ссуза. Ну, и, пожалуй, еще одно замечание: главное в деле эксперта - быть честным перед своей совестью.

 

2. Каков, по-вашему, должен быть механизм отбора экспертов?

 

- Это, пожалуй, более сложный вопрос, и у меня нет готового рецепта по этому поводу. Насколько мне известно, этот механизм еще не отработан, и сравнение разных подходов поможет выбрать правильное решение. Одним из путей может стать обращение к советам ректоров в субъектах федерации, когда вузы направляют к ним выбранные кандидатуры с соответствующим резюме, а совет ректоров после заслушивания кандидатов от вузов и обсуждения делает выводы о возможности использования того или иного человека в экспертной работе. Формирование такой базы по стране поможет сделать рациональный выбор экспертов, при этом следует быть реалистами, ведь отбор, обучение и сертификация - это не панацея, к тому же потребует очень много времени. Поэтому, мне кажется, необходимо доверять председателям комиссий и давать им некую автономность при подборе экспертов по узким областям. Но только отбором дело не заканчивается, работа эксперта - это не пожизненная обязанность или награда, в связи с этим очень существенным моментом мне кажется необходимость регулярного обмена опытом, переобучения экспертов и последующая ре-сертификация. Существенным подспорьем в последней может служить налаживание обратной связи с обследуемыми учреждениями, которые после окончания работы комиссии дают оценку ее деятельности по специально разработанному вопроснику.

 

3.  Что нужно в первую очередь изменить в системе оценивания?

 

- Система проведения комплексной оценки вуза достаточно хорошо проработана, к тому же она постоянно совершенствуется. Главное здесь, пожалуй, четкое соответствие практических процедур существующим нормативным актам. Вузы должны хорошо представлять, что и на каком основании проверяется и оценивается, быть готовыми к тому, что эксперты - люди дотошные и любознательные, а движение к большей открытости вуза нужно только приветствовать. Кроме того, следует иметь в виду, что подготовка к комплексной оценке и само ее проведение - это процесс весьма трудоемкий и требующий немалого времени и усилий, поэтому такие необходимые процедуры как проведение тестирования, анкетирование студентов и прочие подготовительные моменты вполне возможны на этапе самообследования вуза. Вообще отчет о самообследовании, который подчас представляет собой целый фолиант, может вполне быть заменен предварительно подготовленным модулем и небольшой справкой о качественных и неучтенных в модуле оригинальных и инновационных показателях. Хотелось бы коснуться и вопроса проверки качества подготовки специалистов при помощи тестирования. Сам по себе метод такой проверки знаний не вызывает возражений, но при оценке всего учреждения, проверке усвоения знаний по отдельным предметам (то есть того, что осталось в памяти студентов через некоторое время после сдачи контрольных точек, да еще в одной группе, когда на эту группу возлагается огромная ответственность) возникают некоторые проблемы. Они приобретают особую остроту в случае, если у профессорско-преподавательского состава вуза есть аргументированные возражения по содержанию и качеству измерительных педагогических материалов. В этом случае на усмотрение председателя комиссии по согласованию с экспертом в соответствующей области может быть проведен количественно-качественный анализ знаний студентов не только по определенной учебной дисциплине, а по комплексу показателей, а результаты такой оценки можно отразить в представлении на коллегию.

Университет управления «ТИСБИ» Адрес: ул.Муштари, 13 (или ул.Маяковского, 22), Казань, Республика Татарстан. Телефон: (843) 236-92-97, (843) 299-51-07. .